Принято на заседании педагогического совета УТВЕРЖДАЮ: МБОУ «Хандагайский детский сад «Ёлочка» Заведующий: Галданова С.Б. Протокол № 1 от 01.09.2021 г. Приказ № 35 от 01.09.2021 г. Рабочая программа кружка «Говорун» (3 – 4 года) Срок реализации – 2021 – 2022 уч. год ФИО составителя – Бутакова О.В. Содержание программы: 1.Пояснительная записка 2.Информационная карта программы 3.Актуальность кружка 4.Цель кружка 5.Задачи кружка 6.Методы проведения кружка 7.Календарно – тематический план занятий 8. Диагностическая карта. 9. Список используемой литературы Пояснительная записка. Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении. Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке. При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает развитие речи. Через речь ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги. В процессе освоения речи обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе. Информационная карта программы Тип: образовательная Уровень: развивающий Форма проведения занятий: групповая Интеграция образовательных областей: 1.Речевое развитие 2.Социально – коммуникативное развитие 3.Познавательное развитие 4.Художественно – эстетическое развитие 5.Физическое развитие Актуальность кружка. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки». Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр. Задачи кружка: Обучающие: 1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей. 3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль. 5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых. Развивающие: 1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память. 2.Развивать интерес к народному творчеству. 3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей. 4.Развивать внимание, зрительное восприятие. 5.Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитательные: 1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому. Методы проведения кружка: 1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр). 2. Наглядный - показ действий. 3.Действия руками ребёнка. 4. Самостоятельные действия ребёнок Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Ожидаемый результат: 1.Обогащение активного и пассивного словаря детей; 2.Знакомство детей с фольклором; 3.Освоение детьми невербальных средств общения; 4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других; 5.Уверенность в себе, преодоление робости; 6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм. 7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей. Календарно – тематическое планирование кружка 1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора,3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковых игр Месяц октябрь КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема и краткое Всего Прогнозируемые результаты содержание часов Знать Уметь 1.Потешка «Мягкие 1 Уметь отчетливо лапки,а в лапкахцарапки». Воспитатель беседует с детьми на тему: «Повадки кошки». Дети учат наизусть потешку «Мягкие лапки ,а в лапкахцарапки». Знать повадки кошки, понятия слова царапки. 2.Потешка «Тилибом! Тили-бом!» Воспитатель беседует с детьми на тему: «Пожар». Дети с интонацией пересказывают потешку «Тили-бом! Тили-бом!» Знать значение слова пожар, Уметь с интонацией содержание потешки «Тили- пересказывать потешку бом! Тили-бом!» «Тили-бом! Тили-бом!» 3.Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр). Воспитатель показывает русскую народную сказку «Колобок». Дети пересказывают русскую народную сказку «Колобок». 4.Пальчиковая игра «Комар». Воспитатель беседует с детьми на тему: «Насекомые и растения». Дети играют в пальчиковую игру «Комар». ноябрь 1.Потешка «Вот и вышел человечек». Воспитатель беседует с детьми на тему : «Части тела». Дети с помощью воспитателя рассказывают произносить слова и короткие фразы. 1 Знать содержание русской Уметь понимать и народной сказки «Колобок». эмоционально выражать различные состояния персонажас помощью интонации; 1 Дети знают название насекомых и растений. Уметь правильно произносить звуки. 1 1 Знать части тела человека, Уметь понимать и содержание потешки «Вот и эмоционально выражать вышел человечек» различные состояния персонажа с помощью интонации; потешку «Вот и вышел человечек» 2.Потешка «Сидит белка на тележке». Воспитатель рассказывает и показывает картинки на тему: «Дикие животные и птицы». Беседа с детьми на тему: «Дикие животные ». Дети учат наизусть потешку «Сидит белка на тележке». 3.Украинская народная сказка «Рукавичка» Инсценировка русской народной сказки «Рукавичка». 4. РНС «Я умницаразумница»(Играем с куклой). Дети рассказывают русскую народную сказку «Я умница разумница». Играют с куклой. Декабрь 1.Потешка «Про котаворкота». Воспитатель беседует с детьми на тему: «Повадки домашних животных». Дети с помощью воспитателя рассказывают потешку «Про кота воркота» 2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Дети Знать название диких животных и птиц. Уметь отчетливо произносить слова и короткие фразы. Знать содержание украинской сказки «Рукавичка» Уметь доброжелательно относиться к друг к другу. 1 1 Знать содержание русской Уметь слушать русские народной сказки«Я умница- народные сказки, играть с разумница» куклой. 1 Знать повадки домашних животных. Уметь вести диалог с воспитателем. Знать название домашних животных и их детенышей. Уметь отгадывать загадки, отвечать на вопросы. 1 1 отгадывают русские народные сказки о домашних животных. 3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Воспитатель показывает сказку «Кот, петух и лиса». Дети пересказывают русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». 4. «Белый снег пушистый». Воспитатель беседуют с детьми на тему: «Свойства снега» Дети учат наизусть стихотворение «Белый снег пушистый» Январь 1.Потешка « Ты, мороз, мороз, мороз». Воспитатель беседует с детьми на тему: «Времена года». Дети с помощью воспитателя пересказывают потешку « Ты, мороз, мороз, мороз». 2.Пальчиковая игра «Варежка». Дети играют в пальчиковую игру «Варежка» февраль 1.Потешка «Козахлопота». Воспитатель беседует с детьми на тему: «Повадки козы». Дети учатся совместно с воспитателем проговарить потешку Знать содержание русской Уметь делиться своими народной сказки «Кот, петух впечатлениями с и лиса». воспитателем и другими детьми. 1 Знать наизусть стихотворение «Белый снег пушистый». Уметь внятно произносить слова. 1 Знать времена года, понятия Уметь замечать изменения слова стужа и самокаточки. в природе 1 1 1 Знать содержание пальчиковой игры «Варежка» Уметь сжать пальцы в кулак и разжать пальцыкроме большого. Знать повадки козы. Уметь чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. «Коза-хлопота». 2.Загадывание загадок о зиме. Воспитатель беседует на тему: «Особенности зимней природы». Дети отгадывают загадки на тему: «Зима». 3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр). Воспитатель рассказывает сказку «Снегурочка и лиса». 4. Стихотворение «Весна». Воспитатель показывает картинки на тему : «Весна пришла». Дети учат наизусть стихотворение «Весна» март 1.Потешка «Идёт лисичка по мосту». Учатся проговаривать слова хворост и вязанка. Дети учат наизусть потешку «Идёт лисичка по мосту». 2. Песня «Бегут ручьи» 3.Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Воспитатель рассказывает русскую Знать характерные особенности зимней природы. Уметь понимать обобщающие слова. Знать содержание сказки «Снегурочка и лиса» Уметь разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям. Знать наизусть стихотворение «Весна». Уметь выразительно рассказывать стихотворение. 1 1 1 Знать значения слов вязанка, Уметь слушать и отвечать хворост. на вопросы. 1 1 Знать наизусть песню «Бегут Уметь замечать ручьи». выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Знать содержание сказки «Заюшкина избушка». 1 Уметь чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. народную сказку «Заюшкина избушка» . Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка» 4.Пальчиковая игра «Моя семья». Беседа с детьми на тему: «Моя семья». Дети учат наизусть потешку «Моя семья». 1. «Солнышко покажись…» апрель 2.Потешка « Курочкарябушечка». Дети рассматривают картинки на тему: «Домашние птицы и их птенцы». Учат наизусть потешку « Курочкарябушечка». 3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр). Воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Курочка Ряба». Дети пересказывают русскую народную сказку «Курочка Ряба». 4.Пальчиковая игра «Дом». Воспитатель учит детей проговаривать слова : окошко,, дверь, сосна, забор, тюльпан. Дети играют в Знать понятия слова семья. Уметь отчетливо произносить слова и короткие фразы. Знать наизусть песню «Солнышко покажись…». Уметь петь выразительно, подвижно, согласовано; чувствовать характер музыки. Знать названия домашних птиц и их птенцов. Уметь отчетливо отвечать на вопросы. Знать содержание сказки «Курочка Ряба». Уметь слушать и пересказывать сказку «Курочка - Ряба», вести диалог с воспитателем. 1 1 1 1 Знать понятия слов дом, Уметь слушать, понимать окошко, дверь, сосна, забор, и играть впальчиковую тюльпан. игру. 1 пальчиковую игру «Дом». май 1.Потешка «На дубочке». Воспитатель повторяет с детьми цвета: красный, голубой, синий и золотой. Дети учат наизусть потешку «На дубочке». 2.Песенка «Жили у бабуси». Повторяют цвета: серый и белый. Дети поют песню «Жили у бабуси». 3.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок». Воспитатель объясняет понятия слов: гребешок, петушок, крылышки и лужайка. Дети играют в пальчиковую игру «Наш красивый петушок. Знать голубой, красный,синий и золотой цвет. Уметь читать наизусть потешку «На дубочке». 1 1 Знать серый и белый цвет, Уметь договаривать слова содержание песенки «Жили у и несложные для бабуси». воспроизведения фразы. Знать понятия слов гребешок, петушок, крылышки и лужайка. Уметь читать наизусть потешку «Наш красивый петушок». Знать любимые детьми художественные произведения, песни, потешки и пальчиковые игры. Уметь слушать новые сказки, стихи; с помощью воспитателя инсценировать драматизировать, небольшие отрывки из народных сказок и песенок. 1 4.Анализ театральноигровой деятельности детей. Воспитатель беседует с детьми на тему: «Мои любимые произведения, песни, потешки, стихи и игры». Драматизация небольших отрывок из народных сказок и песен. 1 Итого: 33часа Приложение Диагностическая карта кружка по развитию речи «Говорун» Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по кружку «Говорушки» 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Диагностическая карта заполняются дважды в год, - в начале и конце учебного года. Список использованной литературы: 1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородин; 2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина 3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко; 4) Сборник потешек «Прилетели гуси» - составитель К.М. Скопцов; 5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева; 6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова 7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.