Принято на заседании Педагогического совета МБДОУ «Хандагайский детский сад «Ёлочка» Утверждаю Заведующий МБДОУ «Хандагайский д/с «Ёлочка» Галданова С.Б. КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА здоровьесбережения воспитанников «Здоровячок» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Хандагайский детский сад «Ёлочка» Паспорт программы Полное наименование программы Комплексно-целевая программа «Здоровячок» Основания для Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об разработки программы образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка ООН; Конституция Российской Федерации; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года); Методическими рекомендациями Минобрнауки «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2010 года, № 03-248. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». В сфере образования регионального уровня: Закон «Об образовании в Республике Бурятия»; Документы локального уровня: Устав МБДОУ «Хандагайский детский сад «Ёлочка» Программа Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Хандагайский детский сад «Ёлочка» Период и этапы реализации программы Постоянно Цель программы Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни. Основные задачи, мероприятия программы • Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня; • Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни; Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий; Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду; Соблюдение валеологических требований на занятиях НОД, в режиме дня; Совершенствование системы физкультурнооздоровительной работы; Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья; Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни. Ожидаемые, конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы Основные разработчики Система организации контроля за выполнением программы Стабилизация показателей здоровья: Уровень заболеваемости детей. Повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность». Применение здоровьесберегающих технологий. Афанасьева Елена Ивановна старший воспитатель Постоянный контроль выполнения программы осуществляет Совет педагогов МБДОУ Пояснительная записка «Новый стандарт дошкольного образования – навигатор в мире детства, который должен помочь развитию дошкольного периода» Н.Г.Селнеч. Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка. В современной системе образования много проблем. Одна из них- это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и, в будущем, способны заниматься общественно- полезным трудом. На начальном этапе работы нашего учреждения был сделан глубокий анализ посещаемости детей дошкольного возраста ДОУ, анализ сведений о здоровье воспитанников ДОУ, показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком, как раннего так и дошкольного возраста. Анализ состояния здоровья воспитанников позволил нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, на ближайшее время - это снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. С помощью анализа нами было выявлено, что на ухудшение здоровья влияют многие факторы, связанные с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета; в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей и др. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. В связи с этим, одной из самых важных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья. Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию в детском саду комплексно-целевой программы «Здоровячок», которая разработана на основе парциальной программы «Остров здоровья» Е.Ю.Александровой, а также основанием для разработки программы послужили следующие нормативные документы: — Закон Российской Федерации «Об образовании от 29.12.2012 года № 273 — Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.; — «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ); -Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.; — Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г. Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.; — СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26). -ФГОС ДО Программа «Здоровячок» призвана объединить педагогический персонал, родителей в деле здоровьесбережения воспитанников детского сада. Цели программы «Здоровячок» Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни. Задачи: • Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня; • Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни; Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий; Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду; Соблюдение валеологических требований на занятиях НОД, в режиме дня; Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы; Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья; Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни. Основными направлениями в реализации программы являются: Физкультурно-оздоровительная работа; Организация работы с детьми; Медицинское сопровождение; Оздоровительная работа с педагогами; Укрепление материально-технической базы; Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни. Ожидаемые результаты: 1. Стабилизация показателей здоровья: 2. Повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность». 3. Применение здоровьесберегающих технологий. Материально-техническая база, необходимая для реализации программы: *Музыкально-физкультурный зал; *Мини-стадион на прогулочной площадке; *Игровые площадки и спортивный инвентарь для занятий физкультурой на открытом воздухе и в зале; *Наличие в каждой семье спортивного инвентаря для занятий физкультурой; *Медицинский кабинет; *песочные столы Образовательная область Здоровье Цель Охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья Задачи - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурногигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура - развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация); - накопление и обогащение Формирование у детей интереса и двигательного опыта детей ценностного отношения к занятиям (овладение основными физической культурой, гармоничное движениями); физическое развитие. - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Безопасность - формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам Формирование основ безопасности безопасного для человека собственной жизнедеятельности. поведения; - передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: 1.ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИСТАМИ (МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ). № п/п Мероприятие Срок Ответственные Организационная работа 1. Проведение анализа острой инфекционной и соматической заболеваемости воспитанников на совещании при заведующем Ежеквартально воспитатель 2. Консультирование воспитателей и разработка рекомендаций, направленных на сохранение здоровья каждому ребенку с соматическими и психическими заболеваниями (экраны здоровья) Постоянно заведующий 3. Осуществление контроля за выполнением натуральных норм расходования продуктов питания. Сбалансированность питания. Постоянно заведующий Профилактическая работа Диагностика 4. Определение уровня адаптации ребенка в условиях детского сада: - резистентность организма ребенка; - психическое здоровье; - физическое здоровье 5. Диспансеризация: - Проведение профилактических осмотров детей согласно приказу МЗРФ и МОРФ от 30.06.1992г. № 187/272. Согласно плану - Обследование: врачом-педиатром, 1 раз в год (с проведением антропометрии, распределением детей на медицинские группы для занятий физкультурой) 6. Клинико-лабораторные исследования: - функционально-диагностические; - обследование на гельминты По окончанию периода адаптации. По плану воспитатель Бригада узких врачейспециалистов Врач-педиатр Заведующий Профилактика 7. 8. Проведение дальнейшего обследования детей с выявленной патологией после углубленного медосмотра и постановка нуждающихся на «Д» учет Общеукрепляющая терапия: - иммуностимуляторы; - витамины (С витаминизация третьих блюд); - поливитамины Постоянно Постоянно заведующий заведующий 9. 10. Закаливание: - утренняя гимнастика; - обливание рук до локтя; - подвижные игры на свежем воздухе Разработка рекомендаций для оздоровления с учетом индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ Санитарно-просветительная работа: - «Это должен знать 12. каждый» (привитие гигиенических навыков, пропаганда здорового образа жизни) Первичная профилактика: - ежедневный осмотр воспитанников; - изоляция больных детей; -контроль за санитарно-гигиеническими 13. условиями; -контроль за организацией образовательного процесса (режим дня, занятия) - соблюдение СанПиН 2.4.1. 2660-10. Постоянно Постоянно Согласно тематическому плану Постоянно Организация питания воспитанников: а) ежедневное меню – раскладка; б) контроль качества приготовления пищи; в) контроль пищевого рациона воспитанников; г) контроль за состоянием фактического питания 14. и анализ качества питания; Постоянно д) санитарно-гигиеническое состояние пищеблока; е) бракераж готовой продукции; ж) контроль за выполнением натуральных норм. 15. Контроль санитарного состояния пищеблока и соблюдения личной гигиены его работников Постоянно воспитатель воспитатель Воспитатель Заведующий, воспитатель Бракеражная комиссия ДОУ заведующий 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ( ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА) № Направления работы п\п Формы работы Воспитание желания 1. выполнять физические упражнения на прогулке Ходьба по оздоровительным дорожкам. Упражнения на В соответствии с спортивно – игровом перспективными оборудовании. планами работы Спортивные игры на мини – стадионе. Спортивные досуги на воздухе. Сроки Ответственный Воспитатель Развитие умения играть в игры, способствующие совершенствованию 2. основных движений (ходьба, бег, бросание, катание) Спортивные, подвижные, народные В соответствии с игры. перспективными Игры – эстафеты. планами работы Спортивные соревнования. Формирование выразительности движений, умение 3. передавать действия некоторых персонажей, животных. Хороводные и народные игры. Инсценировки В соответствии с стихотворений. перспективными Презентация для детей планами работы «Зверобика» Игры – импровизации. Развитие желания самостоятельно использовать спортивный 4. инвентарь для организации игр. Экскурсия по физкультурному уголку группы. Изготовление, украшение физкультурного оборудования совместно с детьми. Игровые задания. Сюжетные В течение года интегрированные занятия, с использованием физкультурного оборудования. Музыкально – ритмические движения с лентами, султанчиками, платочками. Воспитание красоты, грациозности, 5. выразительности движений Занятия по музыке. Упражнения с лентами, платочками, султанчиками. Музыкально – ритмические движения. Релаксация. Презентации «Лёгкая атлетика», «Танцы народов мира» В соответствии с перспективным планом работы Поддержание интереса к 6. физической культуре и спорту Презентация «Виды спорта» Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры» Конкурс рисунков Май — сентябрь Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель «Мой любимый вид спорта» Спортивные игры на мини – стадионе и в зале. Разучивание стихотворения «Маленький спортсмен» Е. Багрян. 7. 8. 9. 10. В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель Воспитатель Ритмическая гимнастика В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель Гимнастика после сна В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель Занятия по формированию ЗОЖ В соответствии с перспективными планами работы В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель В соответствии с годовым планом работы Заведующий, воспитатель В соответствии с годовым планом работы Коллектив МБДОУ Май Воспитатель Утренняя гимнастика Ежедневные циклы физкультурных занятий: 11. традиционные, тренировочные, самостоятельные. 12. Праздники и развлечения Участие в районной спартакиады для 13. дошкольников на базе ДЮСШ «Старты надежд» Спортивные соревнования между командами детских садов Педагогическая диагностика: 14. промежуточная, итоговая Педагогическая диагностика программы РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ (СКОРОСТНЫХ, СИЛОВЫХ, ГИБКОСТИ, ВЫНОСЛИВОСТИ, КООРДИНАЦИИ) № п\п 1. Направления работы Формирование правильной осанки Формы работы Сроки Упражнения на гимнастической скамейке. Подвижная игра В соответствии с «Пройди – не урони». перспективными Упражнения на турнике планами работы и шведской стенке. Игровые задания. Занятия по физической культуре Занятия по музыке. Формирование умения В соответствии с Утренняя гимнастика 2. перестраиваться на месте перспективными Музыкальнои во время движения. планами работы ритмические движения. Игры-эстафеты. Занятия по физической культуре Подвижные, Развитие физических спортивные и народные В соответствии с качеств: силы, быстроты, игры. 3. перспективными выносливости, ловкости, Игровые упражнения. планами работы гибкости. Оздоровительный бег. Пешие прогулки (простейший туризм); Развитие координации движений и 4. ориентировки в пространстве. Занятия по физической культуре Музыкальные занятия. МузыкальноВ соответствии с ритмические движения. перспективными Физкультминутки. планами работы Динамические паузы. Подвижные игры. Занятия по физической Развитие умения прыгать культуре В соответствии с 5. в длину, в высоту, с Игровые упражнения. перспективным разбега. Игровые задания планом работы Формирование умения 6. кататься на велосипеде Игровые упражнения. Игровые задания. Самостоятельная двигательная Май — сентябрь Ответственный Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель активность на прогулке. Спортивный досуг на воздухе. Формирование умения ползать, пролезать, 7. подлизать, перелазить через предметы. Занятия по физической культуре. Игры-эстафеты. В соответствии с Игровые упражнения. перспективным Спортивные праздники планом работы и досуги. Игровые задания. Занятия по физической культуре Спортивные игры. В соответствии с Формирование умений в Игровые упражнения. 8. перспективным ловле и передаче мяча. Подвижные и народные планом работы игры. Спортивные досуги. Развитие активности детей в играх со 9. скакалками, обручами и другим спортивным инвентарём. Занятия по физической культуре Утренняя гимнастика. Самостоятельная двигательная активность детей в группе и на прогулке. В течение года Музыкальноритмические движения. Подвижные игры. Спортивные досуги и праздники. Воспитатель Воспитатель Воспитатель 3. ЗАКАЛИВАНИЕ. № п\п Направления работы Формы работы Сроки Ответственный 1. Анализ состояния здоровья детей. Анализ диагнозов в медицинских картах детей, распределение их по подгруппам здоровья. Оценка эффективности По профилактических и плану оздоровительных мероприятий. Составление экранов здоровья и подбор рекомендаций по диагнозам. 2. Использование воздушных ванн Гимнастика и подвижные игры в облегчённой одежде. в течение воспитатель Воспитатель года Использование солнечных ванн Пребывание детей на солнце в трусах и панамах, в процессе игр малой подвижности, а также игр с водой и песком. 4. Использование закаливания водой Дидактическое упражнение для умывания «Водичка, водичка». Дидактическое упражнение для обливания ног прохладной водой «Ножки чисто мы помоем». Дидактическое упражнение для полоскания горла прохладной водой «Хочешь знать, как гусь гогочет» 5. Использование босохождения Комплекс упражнений «Топ, топ – Июнь наши ножки» 6. Осуществление контроля за выработкой правильной осанки Дидактические упражнения «Позвони в колокольчик», «Сорви В листок», течение Воспитатель «Дотянись до шарика» года Использование тренажера «Пять волшебных точек» 7. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение дня. Утренняя гимнастика и гимнастика после сна. Подвижные, спортивные и народные игры. Динамические паузы и физминутки. 3. Июнь Воспитатель В течение года Воспитатель Воспитатель В Воспитатель течение года 8. Обмывание стоп ног В Воспитатель течение года 9. Полоскание рта водой комнатной температуры В Воспитатель течение года Гимнастика на свежем 10. воздухе в теплый период года В Воспитатель течение Муз.руководит. года 4. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. № п\п 1. Направления работы Постоянный контроль осанки Формы работы Сроки Ответственный Постоянно Воспитатель 2. Контроль дыхания на занятиях по физ.воспитанию Постоянно воспитатель 3. Подбор мебели в соответствии с ростом детей В течение Воспитатель года 4. Сбалансированное питание Составление рациона, при котором организм детей получает все нужные для него ингредиенты в правильном соотношении. 5 Вакцинация против гриппа Вакцинация всех работников ДОУ и детей 6. В течение Заведующий года По графику заведующий Каждый Воспитатель день 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИ АПРОБИРОВАННЫХ И РАЗРЕШЕННЫХ МЕТОДИК НЕТРАДИЦИОННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ. Кварцевание групп № п\п Направления работы Сроки Ответственный 1. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ В течение года воспитатель 2. В течение Дыхательная и звуковая гимнастика по А.Стрельниковой года Воспитатель 3. Хождение по «дорожкам здоровья» В течение года Воспитатель 4. Использование различных массажеров В течение года Воспитатель 6. КОМПЛЕКС ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ № Направления работы п\п Сроки Ответственный 1. Элементы музыкотерапии(музыка сопровождает все В режимные моменты- подобрана в соответствии с режимным течение моментом, классическая и инструментальная) года Воспитатель 2. Элементы песочной терапии (Индивидуальные и подгрупповые занятия в сенсорной комнате) В течение года Воспитатель 3. Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ В течение года Воспитатель 7. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА № п\п Направления работы 1. Упражнения и игры профилактического и коррекционного В течение Воспитатель характера, рекомендованные для ДОУ года 2. Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по ФК В течение воспитатель года 3. Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп. В течение Воспитатель года 4. Индивидуальная работа инструктора по ФК с детьми, отстающих в основных видах движений. В течение Воспитатель года 5. Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания В течение Воспитатель (щадящий режим, расчет физических нагрузок) года Сроки Ответственный 8. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ № Направления работы п\п Формы работы Воспитывать привычку ухаживать за чистотой своего тела, 1. самостоятельно умываться, мыть руки с мылом. Дидактическое упражнение «Надо, надо умываться» Занятия по ЗОЖ Дидактическое упражнение «Научим Незнайку правильно мыть руки» Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» Просмотр мультфильма «Мойдодыр» Беседа «Сколькими способами можно очистить кожу» Разучивание отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Дидактическая игра «Как умываются животные» Дидактическое упражнение «Я умею Воспитывать привычку одеваться» самостоятельно одеваться, Занятия по ЗОЖ 2. следить за своим Дидактическая игра внешним видом. «Оденем куклу на прогулку» Дидактическая игра «Что Сроки Ответственный Ежедневно В соответствии с тематическим планом Воспитатель Ежедневно В соответствии с тематическим планом Воспитатель перепутал художник» Сюжетно-ролевая игра «Прачечная», «Парикмахерская» Дидактическое упражнение «Учимся аккуратно кушать» Дидактическое упражнение «Поможем кукле накрыть стол к Формирование навыков 3. приходу гостей» культурного приёма пищи Дежурство по столовой Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Дидактическая игра «Столовые приборы и их назначение» Педагогическая диагностика: 4. промежуточная, итоговая. Педагогическая диагностика программы «Детство» Ежедневно В течение года Воспитатель Ежедневно В течение года Май Воспитатель ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ № п\п 1. Направления работы Знакомство детей с частями тела человека. Формы работы Сроки Занятия по ЗОЖ. Беседа «Как органы человека помогают друг другу» Дидактическая игра «Что В соответствии для чего нужно» с тематическим Дидактическая игра планом «Покажи, что назову» Дидактическая игра «Чтобы глаза, уши, зубы были здоровыми» Занятия по ЗОЖ. Подвижная игра «Полезные продукты» Подвижная игра Воспитание потребности в «Повара» соблюдении режима Разучивание 2. питания, употребления в стихотворения «Кто пищу полезных продуктов скорее допьёт» П. Воронько Дидактическая игра «Угадай по вкусу» Дидактическая игра Ответственный Воспитатель В соответствии с тематическим Воспитатель планом «Волшебный мешочек» Чтение стихотворения «Маша обедает» П. Воронько Воспитание потребности в употреблении воды. Использование детского кулера для профилактики ОКИ Занятия по ЗОЖ, приучать детей пользоваться только одноразовым стаканом, не пить воду из под крана. Воспитатель, мл.воспитатель Занятия по ЗОЖ. Музыкально-ритмическая игра «Все ребята любят мыться». Дидактическая игра «Что вредно, что полезно» Беседа «Как готовиться Формирование ко сну» представлений о важности В соответствии Чтение «Сказки о глупом 3. для здоровья сна, с тематическим мышонке» гигиенических процедур, планом С.Я. Маршака. движений, закаливания. Дидактическая игра «Чтобы кожа была здоровой» Создание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит» Физкультурные досуги. 4. Знакомство с понятиями «здоровье», «болезнь» Формирование умения оказывать себе 5. элементарную первую медицинскую помощь. Занятия по ЗОЖ. Игра по ТРИЗ «Что будет, если…» Досуг «Осторожно микробы» Чтение стихотворения «Прививка» С. Михалкова. Беседа «Откуда берутся болезни» Чтение стихотворения «Воспаление хитрости» А. Милна. Воспитатель В соответствии с тематическим планом Воспитатель Занятия по ЗОЖ. Беседа «Если ты заболел» Дидактическая игра «Лекарства под ногами» В соответствии Кроссворд «Зелёная с тематическим аптека» планом Сюжетно – ролевые игры «Поликлиника» и «Аптека» Воспитатель Инсценировка отрывка стихотворения К.И. Чуковского «Айболит» Дидактическая игра «Какому врачу, что нужно» Беседа «Лекарства – друзья, лекарства враги» Занятия по ЗОЖ Разучивание физминутки «Спорт-здоровье» Музыкально-ритмические движения «Зверобика» Формирование Чтение сказки «Зарядка и В соответствии представлений о значении 6. Простуда» с тематическим Воспитатель физических упражнений Рассматривание альбома планом для организма человека. «В здоровом теле – здоровый дух» Спортивный досуг «Путешествие в Спортландию» Педагогическая диагностика: 7. промежуточная, итоговая. Педагогическая диагностика программы «Детство» Май Воспитатель 9. ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОВЕДЕНИЯ № Направления п\п работы Формы работы Сроки Занятия по ОБЖ Осуществление Изготовление совместно с контроля за детьми знаков «Опасные соблюдением правил предметы в нашей 1. Ежедневно безопасного группе» пребывания в Презентация «Опасные детском саду предметы» Анализ ситуаций. Занятия по ОБЖ. Презентации ПДД, «Когда мы пешеходы», «Безопасная дорога» Передача знаний о В соответствии с Интервью с детьми «ПДД 2. правилах дорожного перспективными – наши верные друзья» движения. планами Сюжетно – ролевые игры «Автобус», «Путешествие», «Шофер» Дидактические игры Ответственный Все сотрудники ДОУ, в соответствии с должностной инструкцией Воспитатель Конкурс рисунков и поделок. Экскурсия к дороге. Досуги. Чтение художественной литературы. Передача знаний о 3. правилах пожарной безопасности. Занятия по ОБЖ. Беседы. Дидактические игры. Сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть» Анализ ситуаций. Досуги. Конкурс рисунков. Презентации «Лесные пожары» и «Опасные электроприборы» Инсценировка стихотворения «Кошкин дом» Чтение художественной литературы В соответствии с тематическим планом Формирование представлений о 4. ядовитых ягодах, грибах и растениях. Занятия по ОБЖ. Дидактические и подвижные игры. Досуги. Презентация «Грибы» Конкурс рисунков и поделок. Беседы. Чтение художественной литературы. В соответствии с тематическим планом Педагогическая диагностика: 5. промежуточная, итоговая Педагогическая диагностика программы «Детство» Май Воспитатель Воспитатель Воспитатель 10. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ № п/п Программные мероприятия Сроки Ответственные 1. Тренинг и психогимнастика 1 раз в месяц/ Постоянно Педагогпсихолог 2. Аудиовизуальная релаксация 1 раз в месяц/ Постоянно Педагогпсихолог 3. Профилактика эмоционального «выгорания», профессиональных «выгораний». Постоянно Педагогпсихолог 5. Пропаганда здорового образа жизни Постоянно Администрация ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ № п/п Направления работы Формы организации Сроки Ответственные 1 Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Презентации передового 1 раз в год Воспитатель опыта семейного воспитания, информация на сайте ДОУ. 2 Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Индивидуальные и групповые По плану консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, информация на сайте ДОУ. 3 Ориентировать родителей на Создание библиотеки совместное с ребенком (медиатеки), памяток, чтение литературы, информация на сайте ДОУ. посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. По плану 4 Знакомить родителей с Информация на сайте ДОУ. оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми кружков, ориентированных на оздоровление дошкольников. Постоянно воспитатель воспитатель воспитатель 5 Разъяснять родителям (рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. Оформление По плану соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, информация на сайте ДОУ. воспитатель 6 Ориентировать родителей на Оформление буклетов, По плану формирование у ребенка памяток, информация на сайте положительного отношения к ДОУ. воспитатель физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику; стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов 7 Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, информация на сайте ДОУ. Постоянно воспитатель 8 Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. Приглашение родителей на детские концерты и праздники, дни открытых дверей, лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, информация на сайте ДОУ. По плану воспитатель 9 Спортивные праздники, Проведение ежегодного соревнования, конкурсы, спортивного праздника «Мама, папа, я -спортивная информация на сайте ДОУ. семья». Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. По плану воспитатель 10 Привлечение родителей к организации и проведению нашим детским садом районной спартакиады для дошкольников Хоринского района «Старты надежд» Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых районе. 11 Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Родительские собрания, консультации, буклеты, памятки, информация на сайте ДОУ. Информировать родителей о Информационные стенды, необходимости создания памятки, презентации, благоприятных и безопасных информация на сайте ДОУ. условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и По плану Воспитатели По плану Воспитатели имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи — ~01~, «02» и ~ОЗ~ и т. д.). 12 Реализация проекта информация на сайте ДОУ. «Семейные прогулки походы выходного дня, как средство формирования здорового образа жизни у детей и их родителей». Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях. По плану Заведующий Воспитатели 13 Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах. Памятки, презентации, информация на сайте ДОУ. По плану Воспитатели 14 Ориентировать родителей на Памятки, буклеты, совместное с ребенком информация на сайте ДОУ. чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. По плану Воспитатели 15 Знакомить родителей с Информация на сайте ДОУ. формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. По плану воспитатель Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов: — Наличие в образовательном учреждении разработок, направленных на повышение уровня знаний детей, родителей, педагогов по здоровьесбережению. — Уровень готовности выпускников к школьному обучению. — Уровень освоения детьми основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность». — Уровень удовлетворённости родителей оказанием образовательных услуг. — снижение заболеваемости воспитанников. — Физическая подготовленность воспитанников. — Комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья). — Уровень сформированности здорового образа жизни в семьях воспитанников ДОУ. Формы представления результатов программы — Ежегодные аналитические отчеты (мониторинг) о ходе реализации программы на Совете ДОУ. — Разработка педагогами методических разработок по проблеме здоровьесбережения и защита их на педагогическом совете ДОУ. — Размещение материалов на сайте ДОУ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Александрова Е.Ю. Программа «Остров здоровья»//Учитель.-2015г. 2. Кириллова Ю. А. Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми от 3 до 7 лет // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 4-8. 3. Коняева Л. Будь здоров, малыш! : валеологическая газета - одна из форм сотрудничества ДОУ с семьей // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 11. - С. 16-21. 4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. "Развивающая педагогика оздоровления", Москва "ЛинкаПресс"/2000 г. 5. Луконина Н., Чадова Л. "Физкультурные праздники в детском саду", Москва "АйрисПресс"/2004 г. 6. Лукина Л.И. «Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ», ТЦ «Сфера», 2010г. 7. Майер А.А. «Управление инновационными процессами в ДОУ», ТЦ «Сфера», 2008г. 8. Сербина Т. Ю. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания детей // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 10. - С. 60-61. 9. Солодянкина О.В. «Система проектирования в дошкольном учреждении», М., «Аркти», 2010г 10. Стратегия развития : здоровое поколение // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. - N 1. - С. 2-8. 11. Ушакова В. Т. Сотрудничество с семьей в вопросах оздоровления дошкольников // Дошкольная 12. педагогика. - 2010. - N 8. - С. 55-56. 13. Хромцева Т.Г. "Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице", Москва "ЦПО"/2007 г. Содержание Периодичность выполнения Рекомендации Организация двигательного режима Гимнастика на свежем воздухе Непосредствен но образовательная деятельность (НОД) «Физическая культура» Ежедневно 3 раза в неделю Основной эффект утренней гимнастики - создание эмоционально -положительного настроя на предстоящий день. Формы организации: традиционная, игровая гимнастика, сюжетная Проведение НОД «Физическая культура» на открытом воздухе обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Организация НОД «Физическая культура» на воздухе в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект. Температура воздуха: • 20 °С и выше (одежда: шорты, футболка, носки, спортивные тапочки); • 15—19 °С (одежда: тонкий трикотажный спортивный костюм, спортивная обувь). НОД «Физическая культура» можно проводить перед прогулкой или после нее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. В дни НОД «Физическая культура» воспитатель должен правильно распределить двигательную деятельность детей. Если НОД проводится перед прогулкой, надо тщательно проверить, чтобы все дети насухо растерлись, переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10-15 мин в помещении под контролем помощника воспитателя, а затем выйти на прогулку. Занятия, проводимые в начале прогулки, стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. Поэтому после НОД «Физическая культура» нужно предусмотреть спокойную деятельность детей на прогулке. Если НОД проводится после прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни в начале прогулки менее подвижные игры. НОД «Физическая культура» после прогулки рекомендуется проводить в холодное время года, так как дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении. Методика НОД «Физическая культура» на открытом воздухе предусматривает использование 50 % времени для выполнения беговых упражнений. Бег является самым доступным физическим упражнением и обеспечивает разг витие различных мышечных групп и тренировку детского организма. Структура занятий традиционная: вводная, основная и заключительная части. Группа Средняя Старшая Подготовительная Продолжительность частей занятий (мин) вводная основная заключительная 3^ 1 4,5- 1 7,5 2,5-3,5 1-А 19-23 3-4 4-5 22,5-26 3,5-4 Общая продолжительность (мин) 20-25 25-30 30-35 Вводная часть начинается (в теплое время года) с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. После непродолжительной ходьбы выполняется бег (медленный) по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка к предстоящей интенсивной мышечной деятельности и обучение различным видам бега. Основная часть занятия включает в себя общеразвивающие упражнения, после которых выполняется бег со средней скоростью в зависимости от возраста - от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнений в основных движениях. На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях, которые чередуются с бегом со средней скоростью. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. В заключительной части проводятся медленный бег, затем ходьба, во время которой выполняются 6-8 дыхательных упражнений. После НОД «Физическая культура» дети осуществляют обширное умывание, растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье и одежду. Час двигательной 1 раз в неделю Включает в себя ряд подвижных игр, которые могут объединяться единым сюжетом с учетом различных видов активности (ЧДА) игр и чередования темпа подвижности. Временные рамки не выходят за рамки академического часа занятия согласно возрасту детей: • 2-я младшая группа - 15—20 мин; • средняя группа —20-25 мин; • старший дошкольный возраст - 25-30 мин Музыкальноритмические занятия 2 раза в неделю Проводятся согласно расписанию. В случае отсутствия музыкального работника воспитатель использует технические средства для организации музыкального занятия, концерты, музыкально-подвижные, музыкальные игры, «музыкалыную гостиную» Спортивный досуг 1-2 раза в месяц Проводится в привычной для детей обстановке с применением красочных предметов, придающих движениям характер конкретного задания (поймать, забросить). Желательно использовать сюжеты знакомых сказок, песен. стихотворений. Детям должны быть знакомы игры и игровые задания, подсказанные естественными условиями. В средней группе используются задания, требующие принятия самостоятельных решений (увернуться от «ловишки», собрать пирамидку). В старшем возрасте необходимо практиковать игры и упражнения соревновательного типа, эстафеты. Детей необходимо приобщать к изготовлению атрибутов. В развлечение включаются 3—4 игры, 2-А игровых задания, а также литературно-художественный материал. Творческая площадка «Спортивная» Физкультурные досуги отличаются по содержанию и композиции: 1. Физкультурный досуг, построенный на материале хорошо знакомых детям игр и упражнений. 2. Физкультурный досуг из спортивных игр (городки, катание на велосипеде, баскетбол, а также бег, прыжки, метание, лазанье). 3. Физкультурный досуг «Веселые старты». 4. Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. 5. Физкультурный досуг с элементами спортивного ориентирования 1 раз в неделю в 1-й блок - подвижные игры; 2-й блок - игры-эстафеты; 3-й блок - народные игры; 4-й блок - спортивные игры. летний период Блоки чередуются, в них рекомендуется включить игры малой подвижности, физические упражнения, закаливающие процедуры (воздушно-солнечные ванны, хождение босиком по дорожке здоровья). Временные рамки не выходят за рамки академического часа занятия согласно возрасту детей: • 2-я младшая группа - 15-20 мин; • средняя группа - 20-25 мин; • старший дошкольный возраст- 25-30 мин Прогулка с вклю- 2 раза в день чением подвижных игр и упражнений Подвижные игры - обязательный элемент прогулок (ежедневно 12-14 раз). Но это не 12-14 различных игр, а 4-5, каждая из игр повторяется 3—4 раза. Каждую неделю необходимо планировать 2-3 новые игры. Для того чтобы интерес к играм не пропал, их следует усложнять и разнообразить, придумать новый вариант игры, уже знакомой детям. Подбирать игры необходимо с учетом предшествующей нагрузки. Интенсивность двигательной нагрузки игр регулируется согласно погодным условиям, в теплую погоду проводятся более спокойные игры. Гимнастика для Во время орга- Игровые упражнения для глаз. Театр одной руки. глаз (офтальмотренаж) низации НОД на физкультминутках, гимнастических комплексах после сна Гимнастика после дневного сна Ежедневно Проводится ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 мин. Включает в себя гимнастику пробуждения, дыхательную гимнастику, поглаживающий массаж, хождение по массажным дорожкам, ребристой доске, коррекционные упражнения (используется нестандартное физкультурное оборудование для профилактики плоскостопия, сколиоза, исправления осанки), пальчиковую гимнастику. Используется также интеллектуальный, антистрессовый массаж. Завершается гимнастика после сна умыванием Пальчиковая гимнастика 3-4 раза в день Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Обеспечивает развитие мелкой моторики, чувства ритма, подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами Оздоровительный бег 2 раза в неделю Проводится группами по 5-7 человек во время утренней прогулки; продолжительность - 3-7 мин Физкультминутки Ежедневно Активный отдых: 1-2 раза в не- походы; делю - экскурсии по маршруту; - целевые прогулки Проводятся по мере необходимости в зависимости от вида и содержания организованной педагогом деятельности; продолжительность-3-5 мин Летние месяцы благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Прогулка на свежем воздухе - это всегда положительные эмоции (удивление, восторг, радость), общение, творчество, что является важнейшим фактором оздоровления и развития детей. Удобная одежда и обувь (полуботинки, кеды, кроссовки) способствуют успешному их проведению. Продолжительность экскурсий или прогулки для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 мин в один конец. Длина пути для 6-7-летних детей составляет не более 1,5-2 км в один конец, для детей 4-5 лет - не более 1,5 км. Каждые 10-15 мин пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 5 мин. Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой (отдых после перехода) интенсивности, затем детям раздаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередное физкультурное занятие, подвижные игры. Перед возвращением рекомендуется вновь перейти к спокойной деятельности. На конечном пункте дается привал на 20-30 мин. Во время отдыха проводятся необходимые наблюдения; дети собирают с воспитателем отдельные виды растений, насекомых и т. д. и берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение. Виды прогулок: Прогулка на территории ДОУ: развлекательные, сюжетные. Туристические и целевые прогулки: спортивно – тренировочные, краеведческие, практические. Туристические и целевые прогулки следует проводить исключительно в первой половине дня. В летний период прогулки могут начинаться с 9.00 или 10.00. Проведение туристических и целевых прогулок в конце недели позволяет предупредить развитие психического утомления детей в условиях замкнутого образовательного пространства. Охрана психического здоровья Использование Ежедневно приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы Психогимнастика Ежедневно на занятиях, в повседневной деятельности Музыкотерапия Ежедневно Использование аудиокассет: голоса птиц, зверей, шум прибоя и т. д. Использование игрушек-«шумилок» для развития слухового внимания, усидчивости, воображения, снятия эмоционального напряжения Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры и тренинговые упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, коррекция поведения Музыкальное оформление фона режимных моментов (активное и пассивное; классическая, инструментальная музыка), музыкально-театральная деятельность. Примерное расписание звучания фоновой музыки. Время звучания 7.30-8.00 8.40-9.00 11.20-12.40 15.00-15.15 Преобладающий эмоциональный тон Радостно-спокойный Уверенный, активный Умиротворенный, нежный Оптимистично-просветленный, спокойный Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста) Функция фоновой музыки Примерный репертуар Релаксирующая (расслабляющая) К. Дебюсси «Облака» А. П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета К.В. Глюк «Мелодия» Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) Э. Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») И.-С. Бах «Шутка» И. Штраус «Весенние голоса» (вальс) П. И. Чайковский «Времена года» («Подснежник») Сказкотерапия Песочная терапия Релаксационные упражнения По мере необходимости, но не чаще 2 раз в неделю Во время ежедневных прогулок, индивидуальны х занятий логопеда, педагога психолога Перед дневным сном Обеспечение бла- Ежедневно гоприятного психологического климата в группе и ДОУ в целом Активизирующая (возбуждающая) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (финал) М. И. Глинка «Камаринская» В.-А. Моцарт «Турецкое рондо» П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») Успокаивающая (умиротворяющая) М. И. Глинка «Жаворонок» А. К. Лядов «Музыкальная табакерка» К. СенСане «Лебедь» Ф. Шуберт «Серенада» Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И.-С. Бах «Ария» (из сюиты № 3) А. Вивальди «Времена года» («Весна». «Лето») С. С. Прокофьев «Марш» (из симфонической сказки «Петя и волк») Ф. Шуберт «Музыкальный момент» Использование волшебных сказок Использование таких приемов, как просеивание песка через ладошки, смешивание его с водой, изготовление из мокрого песка различных фигурок и поделок и т. д. Цели игр: 1) стабилизировать эмоциональное состояние; 2) избавить от психологических травм; 3) формировать самооценку; 4) обучать самовыражению, общению с другими детьми; умению разрешать конфликты, выражать свои переживания; 5) развивать внимание, память, воображение, восприятие, речь, мелкую и крупную моторику рук Выполняются релаксационные, саморегуляционные упражнения в стихотворной форме Альтруистический стиль общения педагога с детьми. Осуществление педагогики сотрудничества. Позитивный настрой педагога на работу. Показателями благоприятного психологического климата являются критерии психологического и социального здоровья участников образовательного процесса. Наиболее важным критерием психического здоровья считается психическое равновесие. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека, его адаптированность к объективным условиям- Этот критерий органично связан с двумя другими. К критериям психического здоровья принято относить: 1) способность адекватно воспринимать окружающую среду и осознанно совершать поступки; 2) целеустремленность, работоспособность, активность; 3) полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; 4) критический подход к обстоятельствам жизни; 5) автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид); 6) независимость и естественность поведения; 7) чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке; 8) самообладание и способность радоваться. К критериям социального здоровья относятся: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, гибкость, принятие неопределенности, ориентация на творческие планы, научное мышление, ответственность за свои эмоциональные нарушения, высокая фрустрационная устойчивость. Дополняют этот список такими критериями, как культура потребления, альтруизм, эмпатия, бескорыстие, демократизм в поведении. К психическом} нездоровью обычно относят: 1) беспричинную злость: 2) враждебность; 3) повышенную тревожность; 4) снижение когнитивной активности; 5) хаотичность и категоричность мышления; 6) повышенную внушаемость; 7) уход от ответственности за свои поступки; 8) зависимость от вредных привычек; 9) пассивность (духовное нездоровье), утрата веры в себя, свои возможности. Социальное неблагополучие личности проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме (выливающихся в жестокость и бессердечность), стремление к власти и др. Профилактика заболеваемости Дыхательная гимнастика в игровой форме Необходимое условие правильного развития, хорошего роста - научить правильному дыханию. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию. Суть дыхания состоит в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадётся на 2 акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму. Лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Это могут быть следующие игровые упражнения: «Бумажная мельница», «Яркая свеча», «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Надуем шарик», «Ароматный цветок» Витаминизация третьего блюда Употребление соков и фруктов Ежедневно Согласно меню Второй завтрак Согласно меню Закаливающие мероприятия Закаливание Ежедневно воздухом. Воздушные ванны (облегченная одежда; соответствующая сезону одежда) Хождение босиком после сна -до 5 мин. В присутствии детей рекомендуется аэрация помещений за счет одностороннего открытия окон. При солнечной погоде, несильном ветре и температуре наружного воздуха выше 1 8 °С следует держать постоянно открытыми все окна, при температуре наружного воздуха ниже 1 8 °С или наличии сильного ветра - один оконный проём; при температуре наружного воздуха ниже 16 °С и дождливой погоде должны быть постоянно открытыми фрамуги. Проводится сквозное проветривание (5-7 мин) в отсутствии детей, температура не должна быть ниже 1 8 °С. График проветривании: 1. Утром, перед приходом детей. 2. Перед занятием. 3. После ухода детей на прогулку, 4. Перед сном. 5. После полдника. Требования к одежде детей в помещении Температура воздуха Одежда Допустимое число слоев одежды в области туловища 18-20°С Хлопчатобумажное белье, платье из полушерстяной или толстой хлопчатобумажной ткани, колготки для старших дошкольников, гольфы, туфли 2-3 21-22°С Хлопчатобумажное белье, платье (рубашка) из тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким рукавом, гольфы, туфли или 2 легкие босоножки 23 °С и выше Тонкое хлопчатобумажное белье (необязательно), легкое платье, летняя рубашка без рукавов, носки, босоножки 1-2 Одежда детей дошкольного возраста на прогулке в летнее время года при средней двигательной активности Погодные условия Солнечно 15-1 7 °С Майка, трусы, футболка с короткими рукавами, костюм спортивный. Пасмурно 18-20°С Майка, трусы, одежда из х/б ткани с длинными рукавами. трикотажная 21-23°С Трусы, майка, платье из легкой х/б ткани с короткими рукавами, 24 °С и выше Трусы, носки, босоножки, панама 15-17 °С Майка, трусы, футболка с длинными рукавами, кол готы, туфли, кос- 18-20°С Майка, трусы, платье из плотной х/б ткани с длинными рукавами, 21-23°С 24 °С и выше Майка, трусы, Трусы, носки. платье босоножки из легкой х/б ткани с короткими рукавами носки, туфли кофта носки, босоножки тюм спортивный трикотажная гольфы, кофта, кол го- босоножки ты, туфли Солнечные и воздушные ванны Ежедневно Лучшее время для пребывания детей под лучами солнца - от 10 до 12 часов дня. Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через полтора часа после еды и заканчивать не позднее чем за 30-40 мин до еды. Закаливание солнцем может проходить на прогулках в весенне-летнее время при обычной деятельности детей. Общие солнечно-воздушные ванны на открытом воздухе начинают в легкой тени деревьев при температуре воздуха 19-20 °С для старших и 20-21° С для младших дошкольников с 5 мин и постепенно доводят до 30-40 мин. При температуре воздуха выше 22 °С дети могут принимать воздушные ванны в течение всей прогулки. В солнечную погоду детей выводят на открытое солнце сначала на 5-6 мин один раз в день, а после появления загара -3^ раза по 10-15 мин. Во время принятия воздушной ванны на детях трусы, босоножки с носками, легкие панамки. Летом это должны быть облегченная одежда и светлый головной убор. Если на улице жарко, детей можно раздеть до трусов и панамок. Очень полезно дать ребятам возможность походить босиком. При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети могут принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, чго оказывает существенный закаливающий эффект и является профилактикой плоскостопия Прогулки на воздухе Ежедневно Необходимое условие физического и психического развития каждого ребенка - движение, двигательная активность. В пределах группового помещения она ограничена, поэтому важнейшей составляющей общего развития является прогулка. В ДОУ необходимо широко использовать в работе с детьми динамические прогулки: • про гул ка-по ход; • прогулка на основе подвижных игр; • прогулка-экскурсия; • сюжетно-игровая прогулка; • прогулка по экологической гропе здоровья (1 раз в квартал). Структура прогулки по экологической тропе здоровья 1. До начала прогулок по экологической тропе здоровья необходимо познакомить детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры. 2. Наблюдение. Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным: 1) наблюдения за природными явлениями могут проводиться в начале занятия в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки; 2) физические упражнения могут предшествовать наблюдениям, проводимым в конце занятия при возвращении по тропе здоровья в детский сад; 3) в начале занятия могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми. Занятие завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в спокойном темпе. 3, Физические упражнения. Обычно используются следующие их разновидности: - дозированная ходьба в сочетании с бегом (объем нагрузки: время, длина дистанции, а также ее интенсивность зависит от конкретных задач занятия); - упражнения дыхательной гимнастики (например, «Листья шуршат», «Морозно», «Одуванчик», «Радуга, обними меня» и т. п.); - общеразвивающие упражнения (например, «Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник», «Колокольчики» и др.); - подвижные игры (например, «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз», «Скворечники», «Цветы и ветерки» и т. п.); - эстафеты (например, «Сбор картофеля», «Слалом», «Бегущие ручейки», «Эстафета пчелок» и др.); - сезонные упражнения спортивного характера (например, зимой используются катание на санках и ходьба на лыжах). Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. Структура прогулки-похода. 1. Подготовка к прогулке и сбор у здания ДОУ (15-20 мин). 2. Движение до основного места прогулки. 3. Крайстренинг, подвижные и спортивные игры. 4. Самостоятельная деятельность детей. 5. Возвращение. Структура сюжетпо-игровой прогулки. 1. Сюрприз-загадка (письмо, ребус, пиктограмма, карла, шарады). 2. «Вперед- к приключениям!» (выполнение заданий). - Крайстренинг (крайстренинг - круговая тренировка на искусственной полосе препятствий). - Преодоление естественных препятствий. - Подвижные игры. - Задания для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. 3. «Задание выполнено!» (выход из проблемной ситуации, подведение итогов). Структура прогулки-экскурсии (целевая прогулка). 1. Наблюдение в соответствии с темой целевой прогулки. 2. Игры с детьми. 3. Самостоятельная игровая деятельность детей. 4. Возвращение в детский сад. Основная цель динамических прогулок: в конце недели предупредить развитие психического утомления детей в условиях образовательного замкнутого пространства. Структура прогулки на каждый день. 1. Подготовка к прогулке (игровые приемы, мотивация, планирование прогулки, подготовка выносного материала). 2. Одевание детей (навыки самообслуживания, художественное слово). 3. Наблюдение (3-я неделя - наблюдение за погодой; 1, 2, 4-я - наблюдения в природе, за животными, явлениями природы, опыты и эксперименты). 4. Самостоятельная игровая деятельность. 5. Индивидуальная работа. 6. Игры (2-3 подвижных игры большой подвижности, 2-3 - малой и средней подвижности, 1 игра по выбору детей). 7. Трудовая деятельность, Рекомендации по организации игр на прогулке. 1. Игры должны соответствовать времени года. 2. Важно всех детей привлечь к участию в организованной деятельности (возможно организовывать игры по подгруппам, но общая игра обязательна). 3. Игра повторяется от 3 до 5 раз, с малоподвижными детьми - 2-3 раза. 4. Общее время организованной двигательной активности (младший возраст- 15 мин, средний возраст-20 мин, старший возраст - 25 мин). 5. Необходимо вносить изменения в содержание правил игры. 6. В неделю вводится 2-3 новые игры. 7. Необходимо учитывать рациональность сочетания различных видов занятий и форм двигательной деятельности