КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (адресована родителям воспитанников детского сада) Программа дошкольного образования МБДОУ «Хандагайский детский сад «Ёлочка» разработана педагогическим коллективом детского сада в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной программы дошкольного образования «Детство» (г. Санкт-Петербург). Программа рассчитана на пять лет пребывания детей в детском саду (возраст 1,6 – 7 лет). Она определяет содержание и организацию всех основных моментов жизни, деятельности детей в детском саду в соответствии с их возрастом. Программа предусматривает воспитание и обучение дошкольников, имеющих нормальное физическое и психическое развитие. Цели и задачи деятельности образовательной программы: педагогов детского сада по реализации создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечить разностороннее развитие детей, а именно: физическое развитие воспитанников; социально-коммуникативное развитие детей; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников детского сада. Деятельность педагогов, сотрудников нашего детского сада направлена также на 1) охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; 3) подготовку, адаптацию воспитанников к обучению в школе; 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС дошкольного образования 2013- п. 1.6.). Приоритетные направления деятельности детского сада по реализации Программы дошкольного образования: обеспечение физического и психологического здоровья дошкольников. духовно-нравственное воспитание художественно-эстетическое развитие Взаимодействие с социальными институтами: семьями воспитанников, образовательными учреждениями разных типов. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (Конституция РФ, статья 38). Педагоги детского сада осуществляют развивающее образование дошкольников совместно с родителями. Для координации совместной деятельности воспитателей и родителей в детском саду существует родительский комитет. Каждое направление образовательной работы с детьми (физическое, социальнокоммуникативное, познавательное; речевое, художественно-эстетическое развитие) педагогический коллектив нашего детского сада осуществляет вместе с родителями воспитанников. При этом используются разные формы организации совместной деятельности родителей, воспитателей и детей. Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста. Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста: - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. Образовательная программа включает следующие разделы: 1. Целевой: К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: -ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; -ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; -творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; -ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; -ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. 2. Содержательный раздел Определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи: – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; – формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); – овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; – овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Содержание образовательной работы обеспечивает развитие первичных представлений: – о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях); – о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); – о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений: Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Хоринского района и РБ. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Хоринский район. формирование представлений о достопримечательностях родного села (района), столицы РБ; его государственных символах. воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду. формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе) формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Бурятии. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми таких правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. (Л.Л.Тимофеева. Формирование культуры безопасности: Парциальная программа.) Формирование экологической воспитанности у дошкольников, предполагающей развитие у детей представлений. Знаний о ценности природы и правилах поведения в ней, формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой. («Юный эколог» С.Н.Николаева.) Приобщение дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям через широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, народные игры и т.д.). (Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. ) Авторская программа по духовно-нравственному развитию «Ласточка» с рецензией БРИОП. Авторская программа по краеведению «Наследие» с рецензией БРИОП. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений) Познавательное развитие предполагает развитие у детей интереса к народному календарю, приметы которого доступны пониманию дошкольников (прилет и отлет птиц, появление и опадание листвы, посевные и уборочные работы и пр.), национальному быту русского народа, традиционным и обрядовым праздникам, русским народным играм. (Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2 изд., перераб. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕС» 2000.- 304с.) Авторская программа по краеведению «Наследие» с рецензией БРИОП. Авторская программа по духовно-нравственному развитию «Ласточка» с рецензией БРИОП. Содержание образовательной области «Речевое развитие» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений) Речевое развитие предполагает дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой правильной, выразительной речи, развитие словаря детей на основе ознакомления с народном календарем, приметы которого доступны детям, широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, частушек, пословиц, поговорок и т.д.), рассматривания предметов народного искусства. Развитие связной речи детей при пересказе литературных произведений, при составлении описательных рассказов по содержанию картин, серии картин, по игрушке, из личного опыта. Развитие лексико-грамматических категорий и правильное использование их в своей речи. «Программа по развитию речи в детском саду» О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, 2010г.МозаикаСинтез. Авторская программа по духовно-нравственному развитию «Ласточка» с рецензией БРИОП. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений) Овладение определенными навыками нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью, восковыми карандашами, флуоресцентными и перламутровыми карандашами, формирование элементарных эмоционально' выразительных приемов взаимодействия с гуашью. Лыкова И.А. «Цветные ладошки»:Парциальная программа, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010. Развитие интереса у детей к конструированию по рисункам, чертежам, фотографиям, образцу и замыслу из разного материала. парциальная образовательная программа дошкольного образования "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров". Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. О.Э.Литвинова. Конструирование. Конспекты совместной деятельности с детьми. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.:ТЦ СФЕРА, Развитие активного восприятия музыки посредством музыкально фольклора, музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) на основе использования обрядовых песен, танцев, закличек) Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста -М., «Владос» 2001г. Приобщение дошкольников к художественной литературе через ежедневное чтение художественных произведений новых и уже знакомых. Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. -М.; Мозаика- Синтез, 2005. - 72с. Авторская программа по духовно-нравственному развитию «Ласточка» с рецензией БРИОП. Авторская программа по краеведению «Наследие» с рецензией БРИОП. Содержание образовательной области «Физическое развитие» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления физического и психологического здоровья и навыков здорового образа жизни ЗАДАЧИ: отработать систему выявления уровня здоровья воспитанников и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения; создать информационный банк о состоянии здоровья воспитанников и обучающихся; организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с воспитанниками, родителями и педагогами; формировать у воспитанников потребности ЗОЖ через совместную деятельность; Ожидаемые результаты. В результате реализации программы будут: снижена заболеваемость или стабилизация здоровья, увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни; разработаны рекомендации для родителей, воспитателей позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения и физического развития; включено в план работы детского сада регулярное проведение недель здоровья (2 раз в год); программа «Здоровячок», разработана педагогами детского сада, на основе программы «Остров здоровья» О.Александровой. Авторская программа по краеведению «Наследие» с рецензией БРИОП. 3. Организационный раздел Включает: – характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; – особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках; – особенности организации предметно-пространственной развивающей среды; – особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов. Цель взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и семьи в обеспечении разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала на стадиях её формирования и жизнедеятельности. Помощь родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Соблюдение комплекса психолого-педагогических условий: - поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка; - учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов; - нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений; - сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей; - практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового). Система взаимодействия с родителями включает: ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях. Реальное участие родителей в жизни ДОУ В проведении мониторинговых исследований В создании условий В управлении ДОУ В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей Формы участия -Анкетирование - Социологический опрос -интервьюирование - «Родительская почта» - Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметноразвивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; - участие в работе род.комитета; педагогических советах. -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Моя семья», «Как мы отдыхаем» -памятки; -создание странички на сайте ДОУ; -консультации, семинары, семинарыпрактикумы, конференции; - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания; -консультативный пункт для родителей детей, не посещающих ДОУ Периодичность сотрудничества По мере необходимости ежегодно По плану 1 раз в квартал Обновление постоянно По годовому плану В воспитательнообразовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство -Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Выставки совместного творчества. - Совместные праздники, развлечения. -Встречи с интересными людьми семейные гостиные - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. - Творческие отчеты кружков. Постоянно по годовому плану